+7-(961)-076-07-70
г. Волжский, Волгоградской области, ул. Мира, дом 93
Режим работы: понед.- пятница с 9-00 до 19-00 суббота-воскресенье с 10-00 до 18-00
Полезные знания

Полезные знания

 

МИОПИЯ, УХОДИ!

 

На сегодняшний день проблема нарушения зрения у детей дошколь­ного возраста возникает все чаще. Но­вейшие гаджеты отрицательно сказы­ваются на глазах ребенка и приводят к развитию близорукости. Согласно статистическим данным, нарушением зрения страдает почти каждый чет­вертый ребенок, и эта цифра растет. Близорукость - это изменение оптического аппарата глаза, при ко­тором изображение, которое видит ребенок, фокусируется не на сетчат­ке, как это должно быть в норме, а перед ней независимо от причины, ребенок воспринимает мир расплыв­чатым, ведь на саму сетчатку изобра­жение не попадает. Вдали он видит хуже, чем вблизи.

Жалоб по снижению, зрения ре­бенок не предъявляет. Сформулиро­вать проблему словами для малышей практически. невозможно. Однако воспитатели могут обратить внима­ние на некоторые особенности пове­дения ребенка, ведь при нарушении функции зрительного анализатора поведение ребенка меняется.

В возрасте от пяти лет ребенок может жаловаться на головную боль, на усталость при длительном рисова­нии, лепке или сборе конструктора, так как испытывает дискомфорт от необходимости постоянно фокусиро­вать зрение. Если ребенок видит, что- то интересное для себя на расстоянии 1 -2 метра, он может начинать при­щуриваться. Это основной признак близорукости. Дети постарше, чтобы облегчить себе задачу, начинают оттягивать руками внешний уголок глаза в сторону или вниз. Также вос­питатель может заметить низкий на­клон головы ребенка над книгой или альбомом для рисования.

Важно отметить, что при неока­зании коррекции и помощи ребенку, близорукость будет прогрессиро­вать, что может стать причиной по­тери зрения. Следует понимать, что падение зрения всегда обусловлено не только генетическими факторами, но и факторами внешними. Неблаго­приятными факторами считается избыточная нагрузка на органы зрения. Такую нагрузку в дошкольном учреж­дении дают: неправильная посадка за столом во время творчества, а также недостаточное расстояние от глаз до объекта.

 

Статистика по близорукости у дошкольников

Близорукость (миопия) у детей считается одним из наиболее распространенных причин снижения зре­ния. Чаще всего развитие близорукости наблюдается в школьном возрасте, что объясняется усилением зритель­ной нагрузки У дошкольников часто­та близорукости составляет б:8%, а у школьников этот процент увеличивается до 25-30%. У детей в дошкольном возрасте зачастую диагностиру­ется близорукость приобретенного характера. Исключение составляют те случаи, когда миопия была выявлена в более раннем возрасте.

 

Причины близорукости у детей

Существует большое количестве различных причин формирования близорукости у детей. Одним из основных факторов развития миопии яв­ляется наследственность. Однако стоит помнить, что данное заболевание мо­жет быть приобретенным, а также может носить врожденный характер.

На сегодняшний день выделяют целый ряд пусковых механизмов в развитии офтальмологических забо­леваний и, в частности, миопии в дет­ском и подростковом возрасте: родовые травмы, недоношенные дети, внутриутробная гипоксия, врожденные патологии органа зрения, влияние неблагоприятных эколо­гических факторов, несбалансированный рацион пи­тания,

последствия токсических воздей­ствий лекарственных средств, паразитарные инвазии, вирусные инфекции, бесконтрольная нагрузка на орган зрения (компьютеры, телевидение).

 

Какие меры профилактики дол­жен использовать воспитатель

Детям необходимо прививать привычку держать все предме­ты, которые нужно разглядывать (книги, рисунки, игрушки) на расстоянии не менее 2,5-3,0 сан­тиметров от глаз. В осенние, зим­ние (пасмурные) дни освещение должно быть более интенсивным. Тексты, рисунки, наглядные по­собия должны быть рельефными и отчетливыми. Чередование режима труда и отдыха. Обязательной частью лю­бого занятий с детьми является проведение физкультминуток или минуток отдыха, во время кото­рых необходимо проводить спе­циальную гимнастику для глаз.

 

Особый уход за ребенком

Следите за тем, сколько времени ребенок проводит за просмотром телевизора. Оборудуйте дошкольнику пра­вильное место для рисования и занятий. Обратите внимание на высоту стула. Лучше, если это бу­дет регулирующийся по росту стул со спинкой. Обеспечьте хорошее равномерное освещение за счет дополнительной лампы. Приучите ребенка правильно си­деть - ровная спина, расстояние от глаз до тетради или книги не менее 30 см. Активные игры на свежем возду­хе и укрепление организма поло­жительно сказываются на состоя­нии глаз. В рацион питания ребёнка ввес­ти овощи и фрукты оранжевого цвета (морковь, хурма, облепиха, персики и т. д., чернику, курагу, грецкие орехи, молоко, творог, мясо.

 

Как рассказать ребенку, что надо делать упражнения для глаз

Детям необходимо объяснить, что проведение зрительной гимнас­тики позволяет глазкам отдохнуть, улучшить зрение, укрепит состояние здоровья.

Детям до трех лет тяжелее дает­ся восприятие быстрых движений, а время выполнения гимнастики с малышами такого возраста, будет существенно короче. У детей с осо­бенностями применяется особая методика. Выбор методики будет за­висеть от сложности заболеваний и возможностей ребенка. Вероятнее всего гимнастика будет проводиться в индивидуальном порядке.

Одним из интерес­ных способов гимнастики является кукольный театр. Можно воспользо­ваться общим принципом: какой-ли­бо яркий предмет или игрушка уста­навливается на палочку или на руку ребенка. Эффективность выполнения гим­настики возможна только лишь при условии, что она будет проводиться на регулярной основе.

Для поддер­жания интереса используется также подходящая мелодия, игрушки, что позволит малышам выполнять фоку­сировку глазками на предметах. Задача в том, чтобы эти предметы вызывали интерес у детей.

 

Какие упражнения делать, как часто, как ухаживать за глазами?

Зрительная гимнастика способ­на внести необходимые коррективы, смягчит плохое влияние на глаза. Ре­комендуется проводить такие упраж­нения 5 - 7 минут один раз в день, стоя. Такая гимнастика для глаз не преду­сматривает специальных условий и может осуществляться в самой груп­пе. Но существует одно обязательное правило: все упражнения выполня­ются с неподвижной: головой.

 

Для большей наглядности воспитатель или медицинская сестра показывает последовательность и правильность выполнения действий необходимо проводить интересные зрительные упражнения в физкультминутках, в различных оздоровительных паузах, на прогулке дети запоминают и повто­ряют дома. Такая гимнастика помога­ет снимать зрительное напряжение и утомление, расслабляя наружные и внутренние мышцы глаза, улучшать кровообращение глаза и циркуляцию внутриглазной жидкости.

Формируя комплекс зрительной гимнастики для ребёнка, следует помнить, что применение больше пяти упражнений утомительно для ребенка, следовательно, и качество выполнения будет хуже. Задания с открытыми и закрытыми глазами че­редуются. Рекомендовано проводить данные тренировки исключительно в игровой форме, используя легко за­поминаемые стишки.

В основу зрительной гимнастики для детей дошкольного возраста вхо­дят несколько упражнений:

медленно переводить взгляд впра­во, влево и обратно (до 10 раз);

смотреть влево-вверх, вправо- вниз, а затем наоборот (до 10 раз);

делать круговые движения глаза­ми по часовой стрелке и против (до 5 раз);

закрыть глаза и слегка надавить тремя пальцами на веко (3- 4 раза),

на несколько секунд зажмуриться,

затем открыть глаза (до 10 раз).

 

Задания с открытыми и закрытыми глазами чередуются, дошкольникам рекомендовано проводить данные тренировки исключительно в игровой форме, например:

«Жмурки»

Необходимо зажмуриться, посчитать до пяти, от­крыть глаза. Повторить 5 раз. Следует вниматель­но следить за выполнением, так как быстрое выполнение приводит к усталости мышц и не несет никакого положительного эффекта.

 

«Далеко-близко»

Суть данного упражнения для глаз заключается в том, чтобы поочередно смотреть на близко распо­ложенный объект с дальнейшим переводом взгля­да на предмет, находящийся далеко. Для маленьких детей данный метод удобно проводить, стоя непо­средственно у окна, так как можно выбрать макси­мально далеко расположенный объект наблюде­ния, а на стекло наклеить, например, картинку. Для детей старшего возраста можно усложнить задание, предложив посчитать какие-нибудь объекты опре­деленного цвета или формы. На рассматривание каждой цели отводится до 10 секунд. Выполнить 5 раз.

 

«Крестики-нолики»

С правого верхнего угла комнаты перемещаем взгляд на левый нижний угол, затем с левого верх­него - на правый нижний. Делаем круговое движе­ние глазами. За выполнением этого упражнения внимательно следим, так как дети очень часто вы­полняют движения не глазами, а головой. Делаем пять крестиков, пять ноликов. Этот комплекс мож­но выполнять и с закрытыми глазами.

 

«Лёгкий отдых»

Прикрыть глаза, посчитать с закрытыми глазами до 15, открыть глаза. Повторить 6 раз.

 

«Найди вещь».

Лучше всего выполнять рядом с книжным шкафом или столом. Воспитатель даёт задание найти взгля­дом какую-то вещь или книгу, и сказать, где она стоит.

 

 

Статья взята из журнала «Оптический магазин» №2 (16) 2019